call-центр: (391) 218-18-92, 218-18-93
Версия для слабовидящих
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения Красноярская межрайонная клиническая больница №4
платные услуги: (391) 218-07-33 (доб.1)
e-mail: krasmed@kmkb4.ru
660094, г. Красноярск, ул. Кутузова, 71


Альбина Фокина к 30-летию КМКБ №4: «Больница – мой третий ребенок»

Альбина Фокина к 30-летию КМКБ №4: «Больница – мой третий ребенок»

_MG_0532.jpg

В этом году Красноярская межрайонная клиническая больница №4, которую в народе зовут просто «больницей на Кутузова», отметит 30-летие. Почти треть этого срока медучреждением руководит Альбина Павловна Фокина – человек на редкость энергичный и жизнелюбивый. А уж как она любит свою «четверку»… Так и говорит: «Больница – мой третий ребенок».

В 1986 году в Красноярске открылись первые два корпуса специализированной гинекологической больницы. Со временем «формат» медучреждения вышел за рамки гинекологической клиники, и больница получила статус межрайонной. Альбина Павловна, какую помощь вы сегодня оказываете жителям края?

Основные профили больницы: гинекология, урология и общая хирургия. А главное направление нашей работы, как и 30 лет назад, – улучшение репродуктивного здоровья жителей края, лечение бесплодия у мужчин и женщин. С этой проблемой супружеские пары сталкиваются все чаще, но благодаря усилиям докторов «четверки» каждый год 300-400 пациенток беременеют естественным путем. За все время работы клиники родились уже 7 тысяч здоровых ребятишек. А скольким малышам удалось сохранить жизнь, когда их мамы оказывались в нашей больнице с угрозой прерывания беременности!

За последние годы «четверка» сильно продвинулась в технологическом плане. Вы активно внедряете эндоскопические методики лечения. Что это дает пациентам?

Эндоскопические операции в отличие от обычных, полостных, более щадящие. Хирургу не нужно делать разрезы – достаточно небольших проколов на коже. После такой операции пациент быстрее поправляется: уже на 2-ой день чувствует себя хорошо, а на 5-6-ой – выписывается. Раньше больные оставались в клинике по 9-10 дней.

Второй важный плюс – эндоскопические вмешательства сохраняют женское репродуктивное здоровье. Ведь после полостных операций при разрыве яичников или внематочной беременности шансы на материнство сокращаются на 70%. Поэтому 97% всех гинекологических операций в больнице – эндоскопические. И по возможности – органосохраняющие. Если сохранить орган по медицинским показаниям нельзя – удаляем, но тоже эндоскопически. Совсем недавно была операция: таким щадящим методом удалили матку 73-летней пациентке. Женщина не могла поверить, что на второй день после столь серьезной операции можно вставать, ходить – раньше ведь было совсем по-другому.

В урологии и хирургии тоже применяем эндоскопию, но реже, там своя специфика. В урологии, к примеру, много возрастных пациентов – им не всегда подходят эндоскопические операции.

Что нового помимо эндоскопических технологий появилось в больнице?

Мы внедрили современные методы обезболивания и специальные индикаторы, позволяющие оценить качество этого обезболивания. Объединили все отделения больницы и лабораторию медицинской информационной системой qMS. Теперь в клинике электронный документооборот, электронные истории болезни вместо бумажных. Т.е. врачи меньше времени тратят на заполнение документов и больше – на общение с больными.
Еще с 2012 года мы бесплатно, по полису ОМС, направили на ЭКО и другие дорогостоящие вспомогательные репродуктивные технологии больше 700 пациенток. Квоты на ВРТ получают пары, которые пролечились у нас от бесплодия, но, несмотря на все усилия специалистов, так и не смогли добиться естественной беременности.

Альбина Павловна, за 8 лет, что вы руководите больницей, отношение пациентов к медучреждению изменилось. Стало гораздо больше положительных отзывов в интернете, в том числе на Сибмедпортале.

Это скорее заслуга государства, чем моя. Благодаря программе модернизации здравоохранения мы отремонтировали больницу, обновили парк оборудования. И коллектив увидел: в медучреждение вкладывают деньги, здесь есть перспективы для профессионального развития. А это стимул осваивать новое, работать лучше. Достижения больницы – заслуга всего коллектива: врачей, администрации, среднего, младшего медперсонала.
Я очень люблю свой коллектив, прихожу на работу, как к себе домой. Но не всегда я «мягкая и пушистая». Есть дисциплина, есть требования, которые должны выполнять все. Каждый день начинается с утреннего отчета: в 7.30 дежурная бригада «докладывает обстановку», и мы решаем, какие пациенты заслуживают особенно пристального внимания, какой объем обследований нужно провести за день, каких консультантов вызвать и т.д. Всегда на первом месте – больные, а потом – технические и административные дела.

За последние два года врачи больницы №4 дважды получали награды из рук министра здравоохранения России Вероники Скворцовой. Альбина Павловна, расскажите об этом поподробнее.

Мы участвовали во Всероссийском конкурсе врачей, который проводит минздрав России. В 2014 году получили два призовых места: 1-е в номинации «Лучший врач лабораторной диагностики» присудили Татьяне Всеволодовне Андреевой, а 2-е место в номинации «Лучший руководитель медицинской организации» – мне. Еще одну награду – 2-е место в номинации «Лучший акушер-гинеколог» – в 2015 году получил наш доктор Тимур Анварьевич Шагеев.
Не скажу, что мы совсем не ожидали такого признания. Есть, чем гордиться, есть, что рассказать о больнице. Видели бы вы, какую презентацию клиники мы отправили на конкурс. Настоящее двухтомное руководство! Представили все: лечебную работу, хозяйственную часть, информационную службу.


У «лучшего руководителя медицинской организации», наверное, есть свои секреты успешного управления больницей?

Есть принципы, которых, на мой взгляд, должен придерживаться главный врач. В первую очередь нужно любить медучреждение, где работаешь. Я свою больницу не просто люблю… это мой третий ребенок! (смеется). Я о нем всегда думаю, переживаю. Стараюсь так организовать работу, чтобы пациенты на всех этапах пребывания у нас – от приемного покоя до операционной и палат – получали максимально качественную помощь. А медперсонал – удовлетворение от работы.
Что еще? Совершенствуюсь, говорю себе: «Кто, если не я?». Не потому, что я выскочка. Нет. Мне хочется показать, что я работаю в больнице, достойной быть лидером. Пусть и среди медучреждений второго уровня. На своем уровне мы делаем все качественно и… от души что ли. А если случаются жалобы, или вижу какой-то отрицательный отзыв о больнице, сразу начинаю думать, что нужно изменить, чтобы таких замечаний больше не было. Вообще клиника должна постоянно развиваться. Если нет денег на улучшение одних направлений, надо делать упор на другие.

Чего вы как руководитель не потерпите в коллективе?

В больнице нет места «закулисным играм». Когда у меня есть какие-то претензии, я собираю заведующих и прямо все им высказываю. А они могут прийти ко мне со своими замечаниями и предложениями. Всегда можно найти выход, обсудить, выяснить. Если носишь камень за пазухой – он по тебе же и ударит. Ведь когда человек злой, у него все идет не так, как надо.


Альбина Павловна, почти половина врачей «четверки» – молодые специалисты. Какие они – сегодняшние начинающие доктора?

Современные молодые доктора четко знают, чего хотят. Они работают больше, чем мы в свое время, чаще дежурят. Не всегда находят время на общественную жизнь. Но в целом ребята стараются, прислушиваются к старшим коллегам. Хотя есть и те, кто, приходя в больницу, больше думает не о профессиональном росте, а о том, как сразу начать зарабатывать по 50-60 тысяч. Так не бывает. Сначала нужно сформироваться как специалисту. Работать днем, дежурить на «неотложке», экстренной помощи, заниматься самообразованием – с этим у молодежи сейчас туговато. Либо врачи сильно устают, либо стремление к самосовершенствованию в них еще не проснулось и придет, когда они освоят «классику» профессии.
В любом случае молодые врачи должны понимать: они выбрали особенный путь, где надо стремиться быть добрым, светлым человеком. Идешь ты по больнице – поздоровайся с коллегами, с пациентами. Нужно делиться с больными «хорошей» энергией – ведь не только таблетки лечат. Лечит душа доктора, его внимание. Иногда человека надо просто выслушать, успокоить, найти для него нужные слова.

...А если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач.

Да. Я когда делаю обход по палатам, стараюсь так поговорить с больными, чтобы, расставаясь, мы улыбнулись друг другу. Всегда обращаю внимание на настрой пациентов. Кто-то просто здоровается, кто-то встает, чтоб поприветствовать, а кто-то даже не отрывает взгляд от телефона. С таких больных я и начинаю. Спрашиваю: «Как вам в нашей больнице? Как вы себя чувствуете? Есть ли жалобы». И тут человек сразу откладывает телефон и уже по-другому тебя воспринимает. Пусть даже выскажет негатив. Я обязательно выслушаю, приму к сведению, где у нас есть недочеты, в каком отделении надо подкорректировать работу.

Но ведь не всегда претензии пациентов объективны, а «осадочек» накапливается. Как справляетесь с усталостью, защищаетесь от выгорания?

Заряжаюсь положительной энергией от внучек. Очень их люблю! Когда бывает плохо, беру с собой внучку Наташеньку и еду в бассейн, например. Она там плюхается, резвится, а я смотрю на нее – и забываю обо всем, отдыхаю.

Альбина Павловна, раз уж заговорили о семье, ваши дети тоже пошли по медицинской стезе?

Да. У них другого выбора и не было (смеется). В свое время папа, Юрий Александрович Фокин, сказал сыну Алексею: «будешь хирургом», и дочь Катю тоже «записал» в доктора. Они это приняли, окончили медицинский университет и сейчас работают. Алексей – в нашей больнице (он – хирург в гинекологическом отделении), Катя – в перинатальном центре. Уверена: дети не жалеют, что выбрали медицину. А я теперь внучку «подготавливаю», говорю: «Вот вырастешь, Наташенька, будешь доктором». Кстати, в моей семье медиков не было. Мама занималась легкой промышленностью, папа был инженером. Но я еще в школе решила: мое место – только в медицине. И до сих пор считаю, что лучшего призвания для человека нет.

Альбина Павловна, если немножко пофантазировать, какой вы представляете «четверку» лет через 10?

Я бы хотела видеть рядом с нашими старыми корпусами новый, 5-й, корпус. Туда бы мы «вывели» все операционные, чтоб оказывать медпомощь и обучать молодых специалистов в более современных условиях. Хочется, чтобы по оснащению и архитектуре клиника напоминала маленький больничный городок. Это, конечно, едва ли реально, но я верю: если сильно захотеть – мечты сбываются.



Анастасия Леменкова, "Сибмедпортал"

Решаем вместе
Недовольны работой больницы?