Как не судиться с санитарками, которых перевели в уборщицы. Опыт создания клининговой службы в медорганизации
ВАЖНОЕ В СТАТЬЕ
1. Перестроили работу службы уборки согласно рекомендациям Минздрава
2. Использовали инсорсинг — собственный персонал клиники. В результате повысили зарплаты уборщикам
3. Высвободили младшему медперсоналу дополнительное время для ухода за пациентами
Авторы:
Альбина ФОКИНА главный врач, КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 4»
Наталья КИНДСФАТЕР заместитель главврача по экономическим вопросам, КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 4»
Ольга КОПЫТИНА заместитель главврача по административно-хозяйственной работе, КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 4»
Ольга АФОНЬКИНА главный эпидемиолог, КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 4»
Татьяна ПРАДЕД главная медсестра КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 4»
Санитарки, которых переводят в уборщицы, судятся с работодателем и выигрывают. Главный врач красноярской больницы рассказала, как организовать клининговую службу с выгодой и без конфликтов. А эксперт Минздрава разъяснил, как оформить документы, чтобы сотрудникам не с чем было идти в суд.
Оценили качество уборки
В нашей больнице до октября 2017 года генеральные и текущие уборки лечебных корпусов проводили уборщицы и санитарки стандартным способом: дезинфектанты, ведро с водой, швабра. Поддержание чистоты помещений стационара требовало серьезных финансовых и временных затрат. Персонал допускал ошибки — неверно определяли дозировку дезинфектантов, недостаточно обрабатывали уборочный инвентарь, нерационально использовали инвентарь для мытья поверхностей.
Качество уборки нас не устраивало, а ведь этот фактор влияет на качество медуслуг. Пациенты рискуют получить внутрибольничную инфекцию.
Мы решили последовать рекомендациям Минздрава и создать клининговое подразделение. Ориентировались на опыт других клиник. В результате организовали уборку с выгодой для больницы.
К сведению Санитарки, которых перевели в уборщицы, выиграли суд. Решение вынесли судьи Соликамска Пермского края. В феврале 2018 года руководство санатория «Росинка» по указанию Минздрава Пермского края перевело семнадцать санитарок в уборщицы, а пятерых сократило. Основание — женщины отказались принять новые условия трудового договора. Бывшие санитарки обратились в суд. Они решили оспорить не факт увольнения, а решение перевести их в уборщицы. Женщины считали, что их трудовые права нарушили. Суд поддержал иск. Руководство медучреждения должно восстановить сотрудниц в должности санитарок, выплатить средний заработок за время вынужденного прогула и компенсировать моральный вред. |
Видео. Как оформить перевод санитарки в уборщицу? Отвечает Фарит КАДЫРОВ, заместитель директора ЦНИИОИЗ Минздрава России, д. э. н.
Продумали работу нового подразделения
Чтобы организовать отдел централизованной службы уборки, определили рабочую группу. Включили заместителей главврача по экономическим вопросам и АХЧ, главную медсестру и эпидемиолога.
Составили технологические карты на разные виды уборок с учетом состояния помещения, требований санитарного законодательства и принципов уборки.
Учли потоки перемещения клинингового оборудования и персонала. Обосновали потребность в стиральных машинах, стеллажах для чистых материалов.
Закупили оборудование
Мы приобрели современные средства для уборки — мопы. Оборудование находится в контейнерах с дезинфицирующим раствором. Их уборщица устанавливает на многофункциональную тележку с уборочным инвентарем. С помощью одной укомплектованной тележки с мопами можно проводить разовую уборку на 800 кв. м. И не нужно поднимать тяжелые ведра с водой.
Пример. Площадь корпуса № 4 — 2088 кв. м. «Ведерный» метод уборки такого помещения требует 2 тыс. л готового раствора (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.5.021-94). Тележки с мопами позволили сократить этот объем до 70 л. |
В 2013 году мы уже приобрели пять тележек. Цена и качество оборудования удовлетворили, потому искать или пробовать что-то новое мы не стали. К тому же поставщик обучил персонал пользоваться инвентарем и регулярно контролировал соблюдение технологии.
Тележек хватило для начального этапа формирования клинингового подразделения. Дополнительно мы купили мопы, насадки и ручки для насадок, салфетки, химические средства и дозаторы.
Насадки для различных поверхностей и видов уборки позволили работнику в одиночку убирать помещение даже с тяжелой и малоподвижной мебелью, труднодоступными участками. Автоматические дозаторы, которые контролируют использование дезинфектантов, исключили человеческий фактор в подготовке раствора для обработки поверхностей.
Поэтапное внедрение клининга позволило с наименьшей нагрузкой на бюджет учреждения приобрести необходимое оборудование. Затраты потом окупились за счет экономии дезинфицирующих средств и воды.
Видео. Можно ли заменить санитарок на санитарок-уборщиц? Отвечает Фарит КАДЫРОВ, заместитель директора ЦНИИОИЗ Минздрава России, д. э. н.
Сформировали штат
Важно
Выросла зарплата уборщиков — с 12 тыс. до 25 тыс. руб. Это повысило производительность труда и заинтересованность персонала в качественной работе
Финансовый дефицит не позволял нанимать новых сотрудников, поэтому использовали свой персонал. Руководителем отдела централизованной службы уборки (ЦСУ) назначили работника со средним медобразованием.
Когда внедряли клининг, провели оптимизацию штатной численности уборщиков. Из 105,75 ставок уборщиков осталось 55. Оптимизация позволила сэкономить фонд оплаты труда. Появилась возможность установить достойную заработную плату сотрудникам службы.
К моменту создания отдела ЦСУ мы частично перевели санитарок в уборщицы, но некоторые еще работали уборщицами по совместительству. После внедрения ЦСУ совместительство закрыли, а вакантные ставки уборщиков перевели в службу клининга. Увольнять санитарок нам не пришлось.
Определили зоны уборки
В нашем учреждении четыре корпуса с клиническими и параклиническими отделениями, операционным блоком, лабораторией, пищеблоком и административными помещениями. Сначала мы внедрили клининг в одном из корпусов площадью 3 тыс. кв. м.
Важно
В клининговом отделе работает полную смену 31 человек вместе с заведующим и кастеляншей. Площадь уборки одного сотрудника — 1500 кв. м
В 5-этажном здании — одно клиническое отделение, дневной стационар, поликлиника и отделение ультразвуковой диагностики. Сформировали участки до 800 кв. м, в которые включили помещения общего пользования.
На каждом этаже определили помещения, которые нужно убирать клининговому отделению. На техническом плане этажей зоны уборки окрасили в зеленый цвет. Сформировали маршрутные листы на 1200 кв. м. По этим маршрутам определили три участка. Для каждого назначили по одному уборщику. Уборку проводим два раза в день (приложение).
Схема. Этапы внедрения клининга
Видео. На каком основании можно расторгнуть трудовой договор с санитарами? Отвечает Фарит КАДЫРОВ, заместитель директора ЦНИИОИЗ Минздрава России, д. э. н.
Разработали систему оценки качества уборки
Администрация больницы и отдел менеджмента качества организовали систему контроля качества уборки помещений. Для этого разработали чек-листы, по которым старшие медсестры отделений или постовые медсестры оценивают работу уборщиков (приложение). По результатам руководитель клинингового отдела определяет качество уборки.
Для более объективной оценки работы нового подразделения разработали анкеты с вопросами для пациентов (приложение). Эти опросники помогают оценить работу конкретных уборщиков.
Система профессиональной уборки с 1 апреля 2018 года действует на 11 участках во всех корпусах больницы. Исключения — помещения с особыми требованиями к уборке, например реанимация. Для них мы планируем приобрести профессиональное оборудование с индивидуальной комплектацией уборочного инвентаря.